Глушитель и выпускная система

Выпускная система

Выпускная система (другое наименование — система выпуска отработавших газов, выхлопная система) предназначена для
отвода отработавших газов из цилиндров двигателя, их охлаждения, а также снижения шума и токсичности.
Система выпуска отработавших газов включает множество конструктивных элементов, среди которых выпускной коллектор,
каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр (на дизельных двигателях), глушитель и соединительные трубы.

Схема выпускной системы

Все конструктивные элементы выпускной системы расположены под днищем автомобиля.
Выпускной коллектор обеспечивает непосредственный отвод отработавших газов, а также продув цилиндров двигателя.
Форма и размеры выпускного коллектора определяют характер колебательного процесса отработавших газов в выпускной системе,
и в итоге влияют на мощность и крутящий момент двигателя. Колебательный процесс отработавших газов в выпускной системе
должен быть согласован с колебательным процессом топливно-воздушной смеси в впускной системе.
На выпускной коллектор приходится самая большая температурная нагрузка, поэтому он изготавливается, как правило,
из жаропрочного чугуна или стали. К выпускному коллектору крепиться приемная труба глушителя,а далее катализаторы.
Каталитический нейтрализатор предназначен для уменьшения концентрации вредных веществ в отработавших газах.
В обиходе каталитический нейтрализатор называют катализатором. Разные модели автомобилей различаются конструкцией
и расположением каталитических нейтрализаторов. На современных автомобилях применяются трехкомпонентные
каталитические нейтрализаторы, защищающие нашу экологию от выброса вредных веществ в атмосферу
На дизельных двигателях применяется сажевый фильтр, который обеспечивает снижение выброса сажи в атмосферу с отработавшими газами.
В выпускной системе сажевый фильтр может быть объединен с каталитическим нейтрализатором.
В автомобилях помимо выпускной системы применяются и другие экологические системы — вентиляции картера,
рециркуляции отработавших газов, улавливания паров бензина.

Выпускная система

Кислородный датчик служит для управления составом топливно-воздушной смеси двигателя
за счет измерения кислорода в отработавших газах. Кислородный датчик хоть и устанавливается в выпускной системе,
является конструктивным элементом системы управления двигателем.
В современных системах управления устанавливается два кислородных датчика – один перед
каталитическим нейтрализатором, другой – за ним. Помимо кислородного датчика в выпускном тракте могут устанавливаться
другие входные устройства: датчик температуры отработавших газов, датчик оксидов азота.
Глушитель, как следует из названия, предназначен для снижения уровня шума и преобразования энергии отработавших газов.
Глушитель состоит из нескольких частей.
В большинстве своем глушитель включает два элемента — предварительный глушитель (резонатор) и основной глушитель.
Снижение шума в глушителе происходит за счет наложения звуковых волн,
многократного изменения направления и величины потока отработавших газов, а также их поглощения.
На спортивных автомобилях, а также при тюнинге автомобиля устанавливаются так называемые прямоточные глушители,
обеспечивающие прирост мощности двигателя.